С 1 июля организации, ИП и нотариусы смогут бесплатно получить квалифицированную ЭП в удостоверяющем центре ФНС

30.06.2021

С 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов в соответствии с законодательством об электронной подписи.

Однако уже с 1 июля 2021 года ФНС России планирует оказывать эту услугу для "бесшовного" перехода от платного варианта коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ) к соответствующей безвозмездной государственной услуге, оказываемой АУЦ ФНС России.

Для получения квалифицированной ЭП в удостоверяющем центре ФНС необходимо:

- предварительно записаться в территориальный налоговый орган;

- лично подать заявление о выпуске подписи, СНИЛС и паспорт. ИП и те, кто вправе действовать от имени организации без доверенности, смогут подать заявление через "Личный кабинет налогоплательщика - физлица";

- пройти идентификацию;

- представить сертифицированный ФСТЭК или ФСБ носитель ключевой информации формата USB Тип-А.

Для подготовки заявления и покупки флешки можно обратиться к операторам электронного документооборота. С 2022 года выпускать подпись для большинства организаций и ИП, а также нотариусов станет удостоверяющий центр ФНС. Госуслуга будет бесплатной.

Срок действия выпущенных коммерческими АУЦ квалифицированных сертификатов электронной подписи ограничен 1 января 2022 года.

Кроме того, в соответствии с новым законом с 1 января 2022 года меняется порядок получения электронной подписи. Руководители кредитных организаций смогут сделать это только в Центральном банке Российской Федерации, руководители органов государственной власти - в Федеральном Казначействе, руководители коммерческих предприятий и индивидуальные предприниматели - в Федеральной налоговой службе. Последняя категория также сможет идентифицировать личные данные и получать ЭП удаленно, в том числе по действующему сертификату ЭП. Сотрудники юридического лица или индивидуального предпринимателя вправе получать ЭП в коммерческих удостоверяющих центрах. Для подтверждения полномочий будут прикладываться машиночитаемые доверенности.

Также с 1 января 2021 года удостоверяющие центры получат право хранить и использовать по поручению клиента ключ электронной подписи (дистанционная электронная подпись). Таким образом, владельцы смогут подписывать электронные документы с любого электронного устройства без установки специальных программ. Кроме того, дистанционное хранение ЭП упростит отслеживание подписанных документов, так как в удостоверяющем центре будет сохраняться вся история их подписания.