Фанагорийская археологическая экспедиция проводит крупномасштабные раскопки на месте, где в древности располагался огромный античный город Фанагория

31.08.2018

Фанагория была второй столицей Боспорского царства – древнейшего государственного образования на территории России. Она являлась самым крупным городом на так называемой «азиатской части» государства, т.е. на Таманском полуострове. Первой же столицей был Пантикапей (Керчь), который находился в Крыму, т.е. в Европе. Такую важную позицию Фанагория занимала потому, что с самого начала своего существования стала лидером всех греческих городов на Таманском полуострове. Доказывает это то, что в Фанагории находилось знаменитое во всем греческом мире святилище Афродиты Апатуры Небесной. Эта богиня была покровительницей Фанагории. Эллины, жившие в Ионии (западное побережье современной Малой Азии), были объединены в Ионийский союз, который имел общий праздник под названием Апатурии. Он был символом единства ионийцев. Именно этот союз поднял восстание против захватившей ионийские города Персидской империи в начале 5 в. до н.э.

Основавшие Фанагорию переселенцы были жителями ионийского города Теоса. Знаменитый философ Фалес в 6 в. до н.э. предлагал сделать этот город столицей Ионии. Этого не случилось. Зато такой столицей стала колония Теоса – Фанагория, которая стала во главе ионийского союза на новой родине. Центром этого объединения и было святилище Афродиты – Апатур.

О его существовании мы знаем со слов «отца географии» – Страбона. Однако на протяжении многих лет ученые не могут обнаружить святилище Апатур. О нем известно, что находилось оно в Фанагории (не обязательно в городе, но скорее всего в непосредственной близости от него) и располагалось на берегу моря. Эти факты, а также некоторые другие соображения дают веские основания полагать, что Апатур находился на месте современного поселка Приморский. К сожалению, проверить истинность этой гипотезы затруднительно из-за жилой застройки, в значительной степени перекрывающей культурные слои святилища.

Открытие монументального каменного склепа на восточной окраине пос. Приморский, в непосредственной близости от границы предполагаемого святилища, представляет интерес не только с точки зрения изучения архитектуры погребального сооружения и древних обрядов, но и является доказательством существования в этом месте престижного некрополя. В свою очередь этот яркий некрополь подтверждает существование в непосредственной близости греческого поселения, окружавшего святилище Апатур.

Каменный эллинистический склеп, исследованный Некропольским отрядом Фанагорийской экспедиции на Западном некрополе столицы Азиатского Боспора является первой современной находкой хорошо сохранившейся гробницы с полуцилиндрическим сводом на Таманском полуострове.

Он был сооружен в 3 веке до нашей эры в насыпи более древнего кургана и состоял из двух подземных помещений – просторной погребальной камеры, и небольшого помещения перед ней. Его стены были увенчаны карнизом, который не только подчеркивал совершенство античной погребальной архитектуры, но и служил опорой массивному каменному своду и кургану над ним. Благодаря хорошей сохранности каменной конструкции удалось реконструировать высоту помещения, которая составляла без малого 2,5 м от уровня известняковых плит пола.

Склеп был выстроен в высшей степени профессионально. Известняковые блоки, из которых он был сложен, идеально подогнаны друг к другу на месте строительства и сложены без раствора в совершенно ровную кладку. Все внутренние поверхности тщательно отшлифованы. Нет сомнений, что постройкой гробницы занимались опытные мастера.

Широкий вход в склеп был смещен к одной из стен. Над входом стояла массивная плита фронтона, повторяющая форму полуциркульного свода. Особенности архитектуры гробницы позволяют предположить, что склеп был предназначен для установки 4 саркофагов в два яруса. Верхние саркофаги ставились на широкие деревянные полки, крепившиеся к стенам усыпальницы.

К сожалению, сохранность внутреннего содержания склепа оставляет желать лучшего. Пережив множество ограблений в древности, склеп ощутимо пострадал в конце 20 века. Несмотря на это, в древней гробнице обнаружены останки не менее 10 человек. Находки в заполнении склепа представлены фрагментами керамических сосудов эллинистического и римского времени, немногочисленными предметами среди которых есть железный наконечник стрелы, бронзовое зеркало и свинцовая гирька. Самой ранней находкой является монета первого десятилетие 3 в. до н.э. Предварительно можно говорить о том, что каменный склеп использовался на протяжении пятисот лет – с 3 века до нашей эры по 2 век нашей эры.

Не вызывает сомнений, что на некотором удалении от Фанагории исследователям ее некрополя удалось найти и исследовать усыпальницу представителей элиты города, возможно, его жреческого сословия. Вполне вероятно, что находка престижной гробницы на берегу моря в непосредственной близости от границ поселения расположенного к западу от Фанагории косвенно подтверждает гипотезу о расположении здесь всемирно известного святилища Афродиты – Апатур.

Еще одной яркой находкой Некропольского отряда Фанагорийской экспедиции в уходящем полевом сезоне стал грунтовый склеп римской эпохи, открытый уже на Восточном некрополе Фанагории. Он является уникальным погребальным сооружением для столицы Азиатского Боспора. Никогда ранее подобные усыпальницы не попадали в поле зрения исследователей древнего города. Обычно, склепы римского времени состояли из дромоса-входа, коридора и погребальной камеры, расположенных последовательно в одну линию.

Открытый же в этом году склеп имеет уникальную конструкцию – его внутреннее пространство начиналось непосредственно под входной шахтой, а пол гробницы находился на глубине 5 метров от поверхности земли.

Содержимое склепа не разочаровало археологов.

Сразу у входа в подземную гробницу стоял большой кувшин – погребальная урна. Содержимое сосуда – останки кремированного человека, до сих пор герметично запечатаны. Археологи не спешат открывать урну с кремацией – в будущем запланированы рентгенологические исследования содержимого сосуда. Из древних текстов известно, что в античную эпоху уцелевшие после кремации кости тщательно собирались и омывались вином, а затем, вместе с прахом, аккуратно укладывались в погребальную урну. При помощи современных методов исследователи надеются изучить содержимое сосуда в первозданном виде.

За урной, вся поверхность пола погребальной камеры склепа была заставлена дорогими, пышно украшенными деревянными саркофагами. К сожалению, дерево очень плохо сохраняется в этой части древнего кладбища и исследователям удалось зафиксировать лишь отпечатки этих престижных элементов древнего погребального обряда. Но и эти, ювелирно расчищенные, свидетельства былой роскоши погребальной церемонии, производят неизгладимое впечатление.

Пространство глубокого подземелья освещали керамические масляные светильники, стоявшие на саркофагах и в нишах стен гробницы.

В семи обнаруженных саркофагах с останками взрослых людей и детей найдены изящные сосуды из римского стекла, здесь же обнаружена качественная краснолаковая посуда, а так же элементы костюма. В первую очередь это фибулы (застежки) скреплявшие облачения, булавки. Одежда или саван погребенных в склепе людей была украшена золотыми нашивками. Из этого драгоценного металла изготовлены и найденные в склепе погребальные венки.

Обращает на себя внимание обилие украшений, в том числе подвесок из египетского фаянса. Эти реалистичные фигурки в форме священных для Древнего Египта жуков-скарабеев, лягушек, мужских гениталий являются яркой иллюстрацией попадания Боспорского государства под влияние Рима, когда начинается очередной экономический подъем, продолжавшийся на протяжении 1 и 2 веков нашей эры. В это время боспорские купцы торговали в том числе и с далекой Александрией Египетской, откуда, вероятно, и происходят обнаруженные в фанагорийском склепе украшения.

Открытый склеп, несомненно, принадлежит богатым и знатным горожанам. Несмотря на то, что он был ограблен в древности, остатки инвентаря его захоронений говорят о высоком социальном статусе погребенных в нем людей.

Особенный интерес представляет захоронение воина. В одном из больших саркофагов лежал молодой мужчина с длинным всадническим мечом. Его деревянная рукоять была вложена в руку погибшего воина. Клинок этого грозного оружия своего времени был хорошо приспособлен для нанесения рубящих ударов, что важно для воина, сражавшегося верхом на боевом коне. Подобное оружие часто изображали на боспорских погребальных стелах в качестве основного элемента вооружения боспорских всадников.

В то неспокойное время, когда жил «фанагорийский всадник», а именно во второй половине 1 – начале 2 века нашей эры, Боспор являлся стратегическим пунктом античной цивилизации – важным форпостом, сдерживающим натиск варваров – сарматов и других кочевых племен. Именно так воспринимали его римляне. В эту эпоху боспорская армия серьезно усиливается, превращаясь в мощную силу способную влиять на мировую историю. Именно ее представителем является погребенный в склепе воин-фанагориец. Скорее всего, он состоял на службе в подразделениях фанагорийской конницы и участвовал не только в многочисленных внутренних конфликтах, но и в войнах с соседними народами, окружавшими в то время боспорскую державу. На этом историческом фоне находка в Фанагории воинского захоронения представляется весьма символичным и ярким событием.

Сергей Остапенко,

ФГБУК "Государственный историко-археологический

 музей-заповедник "Фанагория"


Фотографии:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить