В Темрюке исследовали древний клад. Вопросов прибавилось

17.02.2020

Исследование прошло в контексте событий, запланированных к 100-летнему юбилею музея в 2020 году. Узнать точный состав металлического сплава, из которого были изготовлены бронзовые артефакты, удалось, в частности, благодаря доктору исторических наук Татьяне Николаевне Смекаловой. С этой целью в музей доставили специализированное оборудование, работающее по принципу неразрушающего контроля.

Рентгенофлуоресцентный спектрометр разместили непосредственно в археологическом зале, что позволило провести анализ без перемещения артефактов за пределы музея. Исследованию подверглись основные музейные предметы из коллекции бронзового клада. В его состав помимо семи серпов входят также два кельтских топорика, изломанный наконечник копья и долото.
По словам научного сотрудника музея Александра Демченко, полученные результаты предстоит интерпретировать в сравнении с многочисленными данными исследований аналогичных артефактов эпохи бронзы, найденными в Краснодарском крае и в Крыму.

- Впрочем, первичные данные показывают, что речь идет о так называемой мышьячной бронзе. Практически все предметы состоят из меди (в пределах 97 процентов от общего объема изделия) содержат от 1,5 до 2 процентов мышьяка, а также около 1 процента железных и иных примесей, - уточнил А.Демченко.

Особый интерес ученых вызвал серп № 1. Найденный вместе с остальными орудиями труда, топориками и долото, артефакт, между тем, отличается от остальных предметов коллекции по составу металлического сплава. Он содержит около 76 процентов меди и 23,5 процентов цинка, что весьма не характерно для изделий древней эпохи бронзы. Аналогичные монетные сплавы использовались, как правило, гораздо позднее, уже в эпоху римского завоевания Боспорского царства.

По мнению сотрудников музея, возможно, этот предмет добавили к более древней бронзовой коллекции в эпоху нашей эры, после чего именно в таком составе клад был спрятан в районе современной станицы Курчанской. Именно здесь он и был найден в 1986 году при проведении земляных работ на глубине около 2,5 метров.

Кто и с какой целью спрятал эти ценные предметы – так и останется загадкой. Но одно известно точно: выставленные в наши дни на обозрение посетителей артефакты на момент захоронения составляли значительную меновую стоимость и считались достойным богатством.