Экологические уроки прошли в таманской школе № 9

10.12.2015

Для учащихся 4, 6 и 7 классов школы № 9 ст. Тамань волонтеры движения «Новые горизонты» и сотрудники компании ООО «Пищевые Ингредиенты» (входит в ГК «ЭФКО») провели четыре урока по охране окружающей среды. Уроки прошли в рамках просветительского проекта компании, направленного на экологическое просвещение молодежи и активизацию участия подростков в предупреждении и решении экологических проблем родного полуострова.

В роли педагогов выступила дружная команда волонтеров — ученики школы № 28, которым не безразличны вопросы сохранения природы родного края: Вика Дубовцева, Андрей Снятков и Никита Елишев. Помогала ребятам Анна Тихонова, специалист по связям с общественностью компании ООО «Пищевые Ингредиенты», куратор проекта «Новые горизонты».

Для самой юной аудитории из начальных классов Вика Дубовцева, лидер волонтерского актива, провела занятие на тему «Хранители воды». Этот необычный игровой урок прошел в рамках международного экологического образовательного проекта и реализуется в школах стран СНГ по инициативе Минприроды России и при поддержке Зеленого движения России «ЭКА». Дети узнали, почему вода — самый важный и нужный ресурс на планете и почему к ней нужно относиться бережно.

Вторым блоком «экологической смены» стали уроки «Ты имеешь значение» для учеников 6 и 7 классов. Тема была выбрана актуальная — бытовой мусор. Анна Тихонова рассказала ребятам, что приблизительно до середины ХІХ века большая часть человечества не только не знала о проблемах отходов, но даже слова такого не употребляла. Сегодня же объемы отходов колоссальны — это одна из наиболее острых проблем, которая в полной мере затрагивает как территорию, так и акваторию Таманского полуострова, уникального своими памятниками природы: вулканами, озерами и урочищами. Возникновение стихийных мусорных свалок, переполненность биологически неразлагаемыми отходами связаны с курортной привлекательностью и большой посещаемостью Тамани в летний сезон. Кроме того, на уроке обсудили техногенные факторы, которые приводят к разрушению окружающей среды, существующие схемы сбора и утилизации отходов в разных странах, культуру раздельного сбора отходов и их вторичное использовании после переработки. Поговорили об ответственности и личном вкладе каждого человека в дело сохранения природной среды, о простых шагах в этом направлении, которые ежедневно может совершать каждый.

Одна из главных идей урока — донести до ребят концепцию «0 отходов»: чем меньше потребление, тем меньше отходов потребления. Совместно было подсчитано количество бытового мусора, которое ежедневно и ежегодно отправляется на свалки Таманского полуострова, после чего ребята попытались представить годовой объем производимого мусора в масштабах планеты. Результаты расчетов произвели должный эффект — каждый из присутствующих ребят пообещал проявлять экологическую сознательность. Школьникам также были показаны видеоролики, посвященные острейшим экологическим проблемам, с которыми сегодня столкнулось человечество, и последствиям безответственного отношения к природной среде. В ходе беседы был разработан подробный план действий на каждый день: сократить потребление пластиковой упаковки и отказаться от одноразовых предметов в пользу предметов длительного пользования, собирать мусор раздельно и перерабатывать органические отходы в бытовых условиях в компост, все, что возможно — сдавать для вторичной переработки. Было озвучено большое количество творческих идей: как дать, казалось бы, ненужным вещам вторую жизнь и повторно использовать их в хозяйстве. Ребята узнали, какие существуют механизмы и возможности для применения этой концепции на практике, и получили «дорожную карту» реализации плана.

Размышляя вслух, дети убедились — быть ответственным совсем не сложно и не требует много сил. Например, бытовые отходы сегодня реально сдавать для повторной переработки в специальные пункты приема. Они организованы многими известными торговыми сетями, где регулярно бывает большинство людей. Также школьники получили справочную информацию о пунктах приема стекла, резины, макулатуры и личных вещей, которые стали ненужными, но еще могут послужить тем, кто в этом нуждается.

Необычный формат урока, в рамках которого школьники-волонтеры обсудили проблемы экологии со своими сверстниками, был выбран неслучайно. Волонтеры являются образцовым примером для подражания, ведь они уже сегодня учатся решать экологические проблемы на Таманском полуострове и получают уникальный опыт, который они запомнят на всю жизнь и который поможет им в будущем. После урока многие из ребят таманской школы № 9 выразили желание вступить в ряды волонтеров проекта.

После занятий школьников ждал приятный сюрприз — награды и полезные подарки. Наиболее активные получили грамоты знатоков и отличительные нагрудные значки, остальные ребята — текстильные сумки для покупок с экологической инфографикой, блокноты и ручки из вторично переработанного картона.

Анна Тихонова, специалист по связям с общественностью компании ООО «Пищевые Ингредиенты»: «Когда начинаешь говорить о вещах, с которыми дети сталкиваются каждый день и показываешь масштабы последствий, вызванных этими мелкими вредными привычками, — это впечатляет детей. Нашей основной задачей сегодня стояло рассказать ребятам о том, что нельзя бездействовать лишь потому, что один человек может сделать очень немного, что не нужно ждать дома, сидя у телевизоров, наступления прекрасного светлого завтра. Если хочешь изменить ситуацию, нужно действовать и начинать с изменения своих собственных бытовых привычек уже сегодня. И это лишь малая часть того вклада, который они могли бы сделать в самых разных аспектах деятельности в сфере экологии. На уроках мы с ребятами рассматривали примеры сверхсовременных, почти фантастических «чистых» технологий в области энергетики, инноваций в сфере вторичного использования мусора, в том числе, придуманных такими же подростками, как они сами. Конечно, эти технические «чудеса» поразили их воображение и отложились в их сознании яркими образами. Я считаю, что понимание молодежью существующих проблем и осознание широты возможностей их решения может стать началом большого пути. Возможно, выбор будущей профессии для вдохновленных ребят будет связан именно с наукой».